Детство
Необыкновенное
в биографии Гайдара начинается с его родословной.
Мать писателя, дочь офицера, приходилась шестиюродной племянницей
М.Ю.Лермонтова. Но литературный талант мог передаться ему и со стороны
отца, обладавшего легким, живым слогом и склонностью к сочинительству.
Здесь, в небольшом уездном городке, 22 января
1904 года родился первенец, наречённый Аркадием то ли в честь деда,
то ли по символике самого имени, означающего «счастливый».
Детство и юность Гайдара пришлись на переломный
период российской истории. Его родители, молодые, преисполненные высоких
идеалов учителя, вели разностороннюю просветительскую работу среди
заводского люда. Они помогали революционерам, хранили нелегальную
литературу, предоставляли убежище
для преследуемых подпольщиков. В начале 1912 года большая семья Голиковых
оказывается в старинном уездом городке, ставшем для будущего писателя,
по его признанию, второй родиной.
«Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. Город
был похож на монастырь: стояло в нём около тридцати церквей да четыре
монашеских обители».
Очень скоро семья Голиковых, приобрела в
городе репутацию образованных и начитанных людей. Гостей всегда поражало
в их доме количество книг, ведь родители, сельские учителя, всячески
поддерживали в семье культ литературы, постоянно занимались художественным
развитием детей.
Был
Аркадий, казалось, таким же подростком, как и его одногодки:
непоседливым, любознательным, неистощимым на выдумки. Но уже в раннем
возрасте угадывались в нём черты и задатки незаурядной личности. Среди
приятелей он выделялся своим необузданным воображением, инициативностью,
неукротимой азартностью, располагающей к себе общительностью. Всё
это ставило Аркадия в положение непререкаемого лидера.
В
1912 году Аркадий поступил в реальное училище, учеба в котором имела
важное значение не только для духовного, эстетического развития подростка,
но и для профессионального становления будущего писателя.
В свободное от учебы время он участвовал в сценических представлениях,
выступал с декламациями, издавал литературный журнал. Во всем заметно
было проявление творческой натуры подростка.
Развитию
поэтического дарования юноши способствовала книга. Под впечатлением
прочитанного рано зародилась у подростка мечта о «дальних странах»,
частенько воплощавшаяся пока лишь в разнообразных выдумках и затеях.
Книга вызвала в нём и страсть к играм, особенно военным, не оставлявшую
его, по свидетельству современников, на протяжении всей жизни.
«Читал я много, но без всякой системы. Попадётся под руки календарь-
читаю календарь. Попадается «Война и мир» Толстого – читаю «Войну
и мир», но, если после этого подвёртывалась поваренная книга, прочитывал
её тоже не без интереса». А.Гайдар.
« -Я, например, - говорил Гайдар, - вот так и стал писателем. Ещё
в школе моим самым любимым занятием стала книга». Б.Емельянов.